«Великолепная семёрка» снята по мотивам фильма «Семь Самураев» режиссёра Акиры Куросавы. Ещё «Великолепную семерку» называют адаптацией фильма «Семь самураев». Верно и первое, и второе утверждение. Более того, Акира Куросава даже принимал участие в написании сценария «Великолепной семёрки». На этом общие черты двух фильмов заканчиваются. Далее наступают различия.
Насколько эти фильмы близки, и как пришлось адаптировать японскую историю у западному зрителю? «Семь самураев» можно без сомнения отнести к классике кинематографа. «Великолепная семёрка» принадлежит к категории коммерческого кино. Впрочем, границы в категориях кинематографа весьма условны. Почему коммерческое кино не может быть шедевром? «Семь самураев», вероятно, непросто было приспособить к западному зрителю. Вдобавок, мексиканское правительство поставило продюсерам ряд условий. Фильм-то снимался на территории Мексики. Вы удивитесь, увидев, что крестьяне, работающие в поле, одеты в безупречно белые рубашки. Таково было одно из условий, чтобы облик местного жителя вышел положительным.
Прежде всего, в фильмах различается время действия. В Японии история происходит в шестнадцатом веке. Куросава точно передал неказистый быт крестьян, манеры самураев. Зритель может видеть самураев, как воинов, и их военное искусство. В шестнадцатом веке, самураи рисуют карту местности, где расположена деревня, и соответственно, предстоящих боёв. На карте помимо топографии самураи указывают количество бандитов. И каждый раз, когда враги выбывают из строя, зачёркивают кружочки кисточкой. Из чего мы можем судить о самураях не только, как о воинах, владеющих мечом, но и о каллиграфах. У самураев есть флаг. Они придерживаются тактики обороны. Время съёмок фильма «Великолепная семёрка» пришло на пик популярности вестернов. Действие происходит в конце девятнадцатого века. Молодость цивилизации диктует свои законы. Завязка у обоих фильмов одинаковая: банда терроризирует крестьян, и те отправляются за помощью во внешний мир.
Испытанием для самурая Камбэя Симады стало спасение ребёнка. В «Великолепной семёрке» главный герой хоронит умершего индейца на кладбище для белых. И для первого, и для второго случаев требуется мужество и благородство. Именно по этим критериям крестьяне и выбирают себе защитника. Бандиты в обоих фильмах намерены отобрать у крестьян урожай. Крестьяне бедны, им нечего предложить своим защитникам, кроме еды. В «Великолепной семёрке» крестьяне всё-таки предлагают Крису Адамсу деньги, но это оплата символическая. У самураев и стрелков разная мотивация.
Камбэй Симада — опытный боец. Его ремеслом является война. Если сейчас ему не могут заплатить деньгами, то надо принимать любую плату, пусть даже еду и кров. И самураи в его команде руководствуются доблестью, честью, выполняют своё предназначение.
В «Великолепной семёрке» у команды несколько другие причины. Один из старых знакомых Криса Адамса следует за жаждой наживы, Ли скрывается от закона, Вин проигрался в кости. Их мотивация органично вписывается в жанр вестерна и понятна западному зрителю.
В «Семи самураях» Капусиро Окамото и Кикутиё хотят стать учениками Камбэя. В «Великолепной семёрке» эти два персонажа объединены в образе молодого искателя приключений Чико.
Мастеру меча самураю Кюдзо соответствует Бритт из «Великолепной семёрки». Он отличный стрелок и метатель ножей. Самурай должен биться мечом, а не с помощью ружья. Символично, что Кюдзо гибнет от пули. В «Великолепной семёрке» умение Бритта обращаться с ножом выглядит на фоне остальных несколько экзотично.
В «Великолепной семёрке» нет сцены, где крестьяне убивают пленного бандита. В фильме Куросавы на жестокость отвечают жестокостью. Бандиты в «Семи самураях» обезличены, у них нет имён. В западном варианте зло персонифицировано. Главаря банды зовут Кальвера. В нескольких эпизодах он общается с местными жителям, признаёт стрелков такими же, как он и члены его банды, охотниками за удачей.
В фильмах разнятся истории любви. В «Семи самураях» влюблённые из разных сословий. Крестьянская девушка понимает, что ей и самураю никогда не быть вместе, и говорит об этом Капусиро Окамото. Юношу из благородной семьи должно бы это остановить, но чувство сильнее их обоих. В результате девушка опозорена. В конце фильма юный самурай порывается подойти к ней, у зрителя появляется мысль, не останется ли он с ней? Девушка делает вид, что не замечает Капусиро Окамото, подтверждая свои слова, что им никогда не быть вместе. Это была только минута слабости со стороны юноши. Его ждёт другое предназначение. В «Великолепной семёрке» Чико возвращается к любимой девушке. Западному зрителю ближе такой вариант развития событий.
Несмотря на различия, объединяющей становится философская составляющая фильмов. В конце обеих историй главные герои говорят, что они проиграли, а истинные победители в битве — это крестьяне, и так будет всегда.
Насколько эти фильмы близки, и как пришлось адаптировать японскую историю у западному зрителю? «Семь самураев» можно без сомнения отнести к классике кинематографа. «Великолепная семёрка» принадлежит к категории коммерческого кино. Впрочем, границы в категориях кинематографа весьма условны. Почему коммерческое кино не может быть шедевром? «Семь самураев», вероятно, непросто было приспособить к западному зрителю. Вдобавок, мексиканское правительство поставило продюсерам ряд условий. Фильм-то снимался на территории Мексики. Вы удивитесь, увидев, что крестьяне, работающие в поле, одеты в безупречно белые рубашки. Таково было одно из условий, чтобы облик местного жителя вышел положительным.
Прежде всего, в фильмах различается время действия. В Японии история происходит в шестнадцатом веке. Куросава точно передал неказистый быт крестьян, манеры самураев. Зритель может видеть самураев, как воинов, и их военное искусство. В шестнадцатом веке, самураи рисуют карту местности, где расположена деревня, и соответственно, предстоящих боёв. На карте помимо топографии самураи указывают количество бандитов. И каждый раз, когда враги выбывают из строя, зачёркивают кружочки кисточкой. Из чего мы можем судить о самураях не только, как о воинах, владеющих мечом, но и о каллиграфах. У самураев есть флаг. Они придерживаются тактики обороны. Время съёмок фильма «Великолепная семёрка» пришло на пик популярности вестернов. Действие происходит в конце девятнадцатого века. Молодость цивилизации диктует свои законы. Завязка у обоих фильмов одинаковая: банда терроризирует крестьян, и те отправляются за помощью во внешний мир.
Испытанием для самурая Камбэя Симады стало спасение ребёнка. В «Великолепной семёрке» главный герой хоронит умершего индейца на кладбище для белых. И для первого, и для второго случаев требуется мужество и благородство. Именно по этим критериям крестьяне и выбирают себе защитника. Бандиты в обоих фильмах намерены отобрать у крестьян урожай. Крестьяне бедны, им нечего предложить своим защитникам, кроме еды. В «Великолепной семёрке» крестьяне всё-таки предлагают Крису Адамсу деньги, но это оплата символическая. У самураев и стрелков разная мотивация.
Камбэй Симада — опытный боец. Его ремеслом является война. Если сейчас ему не могут заплатить деньгами, то надо принимать любую плату, пусть даже еду и кров. И самураи в его команде руководствуются доблестью, честью, выполняют своё предназначение.
В «Великолепной семёрке» у команды несколько другие причины. Один из старых знакомых Криса Адамса следует за жаждой наживы, Ли скрывается от закона, Вин проигрался в кости. Их мотивация органично вписывается в жанр вестерна и понятна западному зрителю.
В «Семи самураях» Капусиро Окамото и Кикутиё хотят стать учениками Камбэя. В «Великолепной семёрке» эти два персонажа объединены в образе молодого искателя приключений Чико.
Мастеру меча самураю Кюдзо соответствует Бритт из «Великолепной семёрки». Он отличный стрелок и метатель ножей. Самурай должен биться мечом, а не с помощью ружья. Символично, что Кюдзо гибнет от пули. В «Великолепной семёрке» умение Бритта обращаться с ножом выглядит на фоне остальных несколько экзотично.
В «Великолепной семёрке» нет сцены, где крестьяне убивают пленного бандита. В фильме Куросавы на жестокость отвечают жестокостью. Бандиты в «Семи самураях» обезличены, у них нет имён. В западном варианте зло персонифицировано. Главаря банды зовут Кальвера. В нескольких эпизодах он общается с местными жителям, признаёт стрелков такими же, как он и члены его банды, охотниками за удачей.
В фильмах разнятся истории любви. В «Семи самураях» влюблённые из разных сословий. Крестьянская девушка понимает, что ей и самураю никогда не быть вместе, и говорит об этом Капусиро Окамото. Юношу из благородной семьи должно бы это остановить, но чувство сильнее их обоих. В результате девушка опозорена. В конце фильма юный самурай порывается подойти к ней, у зрителя появляется мысль, не останется ли он с ней? Девушка делает вид, что не замечает Капусиро Окамото, подтверждая свои слова, что им никогда не быть вместе. Это была только минута слабости со стороны юноши. Его ждёт другое предназначение. В «Великолепной семёрке» Чико возвращается к любимой девушке. Западному зрителю ближе такой вариант развития событий.
Несмотря на различия, объединяющей становится философская составляющая фильмов. В конце обеих историй главные герои говорят, что они проиграли, а истинные победители в битве — это крестьяне, и так будет всегда.